Сумчатая СовоКошка (tanda_mif_chgk) wrote,
Сумчатая СовоКошка
tanda_mif_chgk

конфликт исторической памяти в Украине: Один син у Сибіру, другий у Берліні,  Третій пішов у Бандери

Оригинал взят у maryxmas в конфликт исторической памяти в Украине: Один син у Сибіру, другий у Берліні,  Третій пішов у Бандери
Originally posted by marchenk at конфликт исторической памяти в Украине: Один син у Сибіру, другий у Берліні,  Третій пішов у Бандери
Болевые точки информационной войны, развязанной как в Украине, так и за ее пределами, расположены в пространстве коллективной исторической памяти. На кону - реальные жизни, судьбы, деньги, свобода, выборы, но публичная сфера практически целиком закупорена спорами о прошлом, присягами верности жертвам кровопролитных сражений, политических репрессий, погромов, революций. Политика памяти и забвения, ритуалы коммеморации, мемориальные законы, памятники и семейные альбомы стали местами ожесточенного и непримиримого противостояния. Пропаганда, новостные ленты агентств, социальные сети работают не на "заморозку" или "разминирование" пережитых травм, сколько на их бесконечную шоковую реактуализацию и передачу коллективных неврозов из поколения в поколение.

Песня "Сумний святий вечір" киевского казак-фолкового гурта "Гайдамаки" мысленно относит к семейному вечеру Сочельника 1946 года.Война позади и дети спрашивают у матерей, дедушек и бабушек, когда же наконец вернутся их отцы. Как объяснить, почему их нет? Один сослан в Сибирь, другой с Красной Армией в Берлине, третий скрывается в лесах вместе с партизанами Украинской Повстанческой армией.

Победители пишут учебники истории, но жизнь всегда сложнее, запутаннее, драматичнее, нежели ее пересказы. Истина состоит из тысяч правд. И если их не проговаривать, если не слышать голоса, боль, страдания "проигравших", то война не закончится никогда.

Во времена СССР украинских повстанцев расписывали исключительно как приспешников нацистов и палачей (туда же, в ряды предателей родины зачисляли принудительно высланных в Германию остарбайтеров, военнопленных, беженцев, надеявшихся остаться на Западе после ялтинских соглашений и мн.др.). Так же как раньше, до войны, к реакционным недобиткам относили каждого, кто высказывался против советской власти, кто в годину Голодомора восставал от отчаяния, кто мечтал о независимой Украине.

Среди этих миллионов людей лишь немногие были убежденными националистами и антисталинистами, погромщиками еврейских и польских общин, коллаборантами с нацистскими оккупационными властями. Остальные - просто выживали и спасали близких, не марая совесть соучастием в зверствах. Тяготы лихих времен им пришлось перенести вдвойне: что при одном тоталитарном режиме, что при другом, в них видели врагов, их чохом и заочно приговаривали к лишению гражданских прав за недостаток революционной сознательности и классовую принадлежность, за виновность в военных преступлениях и преступлениях против человечности, за недостаточную лояльность государственному строю. Справедливо ли это? И - как остановить пропагандистскую накачку ненавистью, оперирующую понятиями коллективной, а не индивидуальной ответственности? Как помочь истории победить мифы и идеологемы? Есть ли шанс преодолеть раскаленный конфликт региональных памятей (условно: Западной и Восточной Украины, хотя в действительности речь идет о глобальной демифологизации постсоветских мемориальных комплексов, связанных со Второй Мировой Войной, сталинизмом, УПА и мн.др.), разворачивая карты тех судеб и событий, которые выталкиваются в слепые зоны полярными идеологиями, геополитическими интересами и т.п.?

Гайдамаки - Сумний святий вечір


+ см. статья в ж-ле "Неприкосновенный запас" 2013, №2(88): Андрей Тихомиров. Украинские дискуссии об истории: между политикой, памятью и самоидентификацией

Сумний Святий вечір в сорок шостім році,
По всій нашій Україні плач на кожнім кроці.

Сіли вечеряти, а діти питають:
Мамо, мамо, де наш тато? Чом не вечеряють?

Тато на чужині за синами плаче,
Мав він їх як трьох соколів, більше не побачить.

Один син у Сибіру, другий у Берліні,
Третій пішов у Бандери, щоб служити Україні!

Сумний Святий вечір в сорок шостім році,
По всій нашій Україні плач на кожнім кроці.

Tags: Украина, история
Subscribe

  • (no subject)

    Вроде бы и пора привыкнуть к тому, насколько бывают прокомпостированы мозги у людей, однако при непосредственном столкновении иногда просто офигеваю.…

  • (no subject)

    Читаю интервью Парфенова здесь http://echo.msk.ru/programs/bezkupur/1649534-echo/. Точнее, это ответы на вопросы аудитории. Вот один из вопросов: "…

  • (no subject)

    Как человек, регулярно бывающий в Донецке, я утверждаю, что там нет русских войск, нравится это кому-то слышать или не нравится. 2014 год,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments